Это искусство мирового уровня, которое включает в себя не только исполнение, но также науку и теорию музыки и звука. Таким образом, она представляет собой совокупность знаний, кодирующую способ познания мира и бытия.

Сердцем традиционной персидской музыки является классический вокальный стиль «Аваз». В данном стиле, предъявляющем высокие творческие требования к певцам, «аваз» импровизируется по набору мелодичных линий, запоминаемых наизусть. Без фиксированного такта вокалист поет с ритмами, напоминающими речь, но речь повышается до усиленного состояния. Чаще всего вокал в стиле «аваз» сопровождается одним струнным инструментом.

 

Даже слушатели, незнакомые с персидской музыкой, должны услышать интенсивность в голосах исполнителей «аваза». Страсть в них имеет первостепенное значение, но страсть очищается и сублимируется таким образом, что стремление и желание прорываются через обычное привычное сознание, указывая путь к безграничному чувству запредельного.

 

Персидская музыка глубоко одухотворенная. В персидской традиции музыка предназначена не только для удовольствия, но и имеет преобразующее назначение. Звук предназначен для изменения сознания слушателя, чтобы привести его в духовное состояние.

Как и в других древних системах, в персидской традиции совершенство формальных структур красивой музыки, как полагают, пришло от Бога. Поскольку традиционная персидская музыка находилась под сильным влиянием суфизма, мистического аспекта ислама, то многие ритмические выступления (например, тасниф) могут отдаленно напоминать звуки суфийских музыкальных церемоний с мощными, вызывающими транс ритмами.

Произведения классических поэтов, таких как Руми, Хафез, Саади, Аттар и Омар Хайям, составляют лирическую основу композиций в традиционной персидской музыке. Ритмическая структура музыки основана на просодической системе циклов коротких и длинных слогов. Поэтому певцы должны не только быть мастерами вокального исполнения, но и в совершенстве знать персидскую поэзию и ее метрические аспекты. Опытные вокалисты должны уметь интерпретировать стихи. Строки или фразы могут быть расширены, повторены или дополнены вокальными орнаментами.

Традиционная персидская музыка перекликается не только с поэзией, но и с другими видами декоративно-прикладного искусства. Артисты чаще всего выступают в традиционной одежде и на сцене, украшенной персидскими коврами. Местом выступления обычно служит переполненный красотой цветущий сад. Для иранцев сады имеют глубоко символическое и духовное значение как знак или проявление божественного великолепия. Обнесенный стеной сад, ухоженный и орошаемый, представляет в персидской традиции взращивание души, внутренний сад или же внутренний рай.

Иранская народная музыка классифицируется по различным темам и включает в себя исторические, социальные, религиозные, обрядовые и ностальгические мотивы. Многие народные песни исполняются в определенных случаях.

Для исполнения народной музыки используется особый поэтический метр до-бейти («двустишие»), часто исполняемый в иранском вокальном стиле аваз-и-дашти. Также существует сохранившийся корпус классических мелодических моделей – радиф. Традиционная музыка Ирана нередко основана на нем. Что касается музыкальных инструментов, то здесь музыканты могут сами выбирать, что использовать при исполнении. Однако есть инструменты, которые чаще всего встречаются в традиционных мотивах. Например:

 

— лютня (на фарси «руд») — струнный щипковый инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом;

 

— литавры — ударный инструмент с определённой высотой звучания;

— гайчак — инструмент округлой формы с тремя или четырьмя металлическими струнами;

— ней — продольная открытая флейта.

Исполнители народной музыки обычно учатся этому искусству в своих семьях, образовывая, таким образом, две условные категории: профессиональные народные инструменталисты и вокалисты. Они выступают на официальных церемониальных мероприятиях. Здесь же уже можно выделить исполнителей по манере. Например, рассказчики рецитируют эпос, используя традиционные мелодические формы, которые перемежаются устными комментариями.

 

Бакши обычно играют на дотаре (очень высокий инструмент с длинным грифом), развлекая своих слушателей романтическими балладами о воинах и военачальниках. Отдельно существуют певцы плача, которые посвящают свои песни смерти религиозных деятелей.

 

Полезные сылки на данную тему:

Традиционная персидская музыка: взгляд через призму истории

http://iransegodnya.ru

Иранские национальные музыкальные инструменты

http://iransegodnya.ru

Гайчак-один из самых уникальных традиционных музыкальных инструментов Ирана

http://iransegodnya.ru

 

https://vk.com

https://vk.com

https://vk.com/wall-150231911_14286

https://vkhttps://vk.com

 

 

Прокрутить наверх